+7 831280-81-61в Н.Новгороде

+7 493226-28-26в Иваново

Заказать звонок

Кто в пальто?

Статья, опубликованная группой авторов (А.А. Матвиевский, Т.Ю. Абызова, М.Г. Александрия) в газете «Строительный эксперт» №07-08 (305) за 2010 год: «Жидкокерамические теплоизоляционные покрытия: Сказка о голом короле», - об эксплуатационных свойствах ЖКТ-покрытий - побудила вступить в дискуссию инженера Александра Шевцова. Автор, по его собственному утверждению, заинтересован в распространении сверхтонких теплоизоляционных материалов на российском рынке и потому готов поспорить с названными выше экспертами о потребительских характеристиках обсуждаемого материала. Насколько убедительны его аргументы? - судить читателю.
Не все «краски с шариками» - теплоизоляционные покрытия.

Первое мнение о статье - опять «независимые ученые» сомневаются. За четырнадцать лет работы со сверхтонкой тепловой изоляцией чего я только не прочитал о ней.
Однако интересно посмотреть - от кого авторы статьи независимы? На самом деле, «коллектив независимых экспертов» представляет известную на рынке компанию-производителя тепловой изоляции. На этом можно было бы и остановиться, но, используя открытые источники, прокомментирую некоторые поднятые в статье проблемы.

«Откуда возникли жидкокерамические теплоизоляционные покрытия (ЖКП), достоверно неизвестно...». Тут Вы, господа «независимые эксперты», пожалуй, правы. Данные покрытия использовались в Древней Ассирии. Еще несколько тысячелетий назад строители добавляли в краску вулканический перлит.Современная же история использования изоляционных покрытий не является секретом. В СССР данный продукт выпускался в 1975 году на РИ «Латекс» (город Волжский Волгоградской области). Свойства перлита (керамических сфер с давлением воздуха 0,13 Па, коэффициентом теплопроводности 0,00083 Вт/м К) описаны в справочнике «Физические величины» под редакцией И.С. Григорьева, Е.З. Мейлихова, ЭНЕРГОАТОМИЗДАТ, 1991 год.

В США право на производство жидкой керамической изоляции (ЖКИ) было приобретено компанией TEMP-COAT® Brand Products, LLC в 1990 году. Химическая формула продукта принадлежала специализированной лаборатории, разрабатывающей покрытия по программе NASA. Многие из производителей ЖКИ ссылаются на то, что аналог их продукта использовался на космических кораблях серии US Space Shuttle.На самом деле это была первая версия продукта TEMP-COAT. Количество использованного на «шаттле» продукта было минимальным. Продукт сменил множество названий: CERAMA-SEAL (1989)... Thermal-Coat (1993), Temp-Coat (1995). Компания TEMP-COAT® Brand Products, LLC исследовала и разрабатывала новые версии продукта, давала новые названия своим разработкам.

Продвижение ЖКИ на рынке США породило лавину продуктов, называвшихся аналогами TEMP-COAT. В 1995 году один из субдистрибьюторов TEMP-COAT® Brand Products, LLC - компания Mascoat Products Inc занялась выпуском «аналога» под маркой Delta-T, известного в России под марками Thermal-Tec и Mascoat. В 1998 году дистрибьютор TEMP-COAT® Brand Products, LLC - компания Capstone Manufacturing, LLC объявила о выпуске версии ЖКИ под маркой Thermal-Coat. Однако, проиграв суд владельцу бренда, они были вынуждены прекратить выпуск Thermal-Coat, и перешли на выпуск собственной версии под маркой TC Ceramic HB. «Затем число подобных красок пополнили Liquid Siding, Multi-Gard, Multi-Gard R-20, Liquid Vinyl, Thermo-Shield и другие разнообразные жидкие сайдинги... Состоявшиеся судебные заседания вынесли постановления, запрещающие... восхвалять изоляционные качества такого продукта по сравнению с любыми другими материалами, включая специальные изоляционные материалы...». Отчего-то «независимые эксперты» ни разу не упомянули компании, действительно выпускающие теплоизоляционные покрытия.Осторожничают? Для начала приведем классификацию продуктов, имеющихся на мировом рынке ЖКИ.

1. Кровельные покрытия с отражающим эффектом. Фактически теплоизоляционными не являются. Но если потребителю необходимо всего лишь защитить строительную конструкцию от нагрева в летний период и сэкономить расходы на кондиционирование помещений, данные покрытия будут «работать» отлично. Единственная проблема - с загрязнением поверхности такого покрытия его отражающие свойства теряются. Такие продукты, как правило, в жидком виде весят более 1,0 кг/ литр.

2. Изоляционные покрытия для поверхностей с температурами до +70°С.При нанесении на более горячие поверхности данные покрытия могут вызвать проблемы: либо вздуваются «пузырями», либо отваливаются от поверхности изолируемого объекта, как только температура превышает допустимый предел. Такие покрытия можно использовать на воздуховодах, фасадах жилых домов и некоторых других объектах. Однако следует внимательно изучить ВСЕ характеристики конкретного покрытия перед его применением. Вес подобного продукта в жидком виде более 0,7 кг/ литр.

3. Высокоэффективные теплоизоляционные покрытия. Продукты данного типа легко можно отличить по весу в жидком виде: менее 0,7 кг/ литр. Внешний вид покрытия - жидкая сметанообразная суспензия. Имеет в своем составе различные типы керамических микросфер, заполненных разреженным воздухом. Выдерживает высокие температуры.
Зачем я это пояснил? Чтобы читателю было понятно: НЕ ВСЕ КРАСКИ С ШАРИКАМИ - ТЕПЛОИЗОЛЯЦИОННЫЕ ПОКРЫТИЯ.
«Более удачным и прибыльным оказался «поход» ЖКП в страны Восточной Европы, особенно в Белоруссию...». Действительно удачный поход, только авторы статьи не уточнили, сколько процентов рынка занял новый продукт по сравнению с традиционными материалами...
«Экспансия ЖКП в России началась в 2001-2002 годах - с двух американских материалов Thermo-Shield и Thermal Coat...». Досадная неточность: американский материал тут один, другой немецкий. А «экспансия» началась в 1997 году. Это был TEMP-COAT. Марка Thermal-Coat была завезена в Россию в 1999 году. Немецкая краска Thermo-Shield никогда не позиционировалась производителем как тепловая изоляция. Это просто хорошая, качественная фасадная краска. Что и подтверждено Российскими сертификатами.Король - не голый!
Сказка о голом короле и аналогия - красивый рекламный ход. «Аналогия этой сказки с продвижением на российском рынке ЖКП напрашивается сама собой: сначала в рекламных буклетах продавцов банальные акриловые краски с микросферами (диаметром 10-100 микрон) вдруг попадают в разряд нанотехнологий...»И сказка всем известна, и короля жалко. Однако вывод можно и другой сделать. Неплох король в модном современном теплом пальто (кстати, COAT на английском имеет и значение «пальто»), а Вы его рядите в старую рваную фуфайку.
«Много производителей и марок - словом, поди разберись...». В России и «традиционные» теплоизоляционные материалы представлены не только минераловатным теплоизолятором. А, наверное, каждому хочется, чтобы теплоизолятор был только один, и очень неплохо стать его главным, эксклюзивным дистрибьютором.
«Фокусы для дилетантов. Применяя манипуляции из арсенала рыночных «наперсточников», продавцы ЖКП убеждают покупателей в особой уни-кальности своих материалов... фокусы, вроде опыта с кусочками льда, тающими на изолированном и неизолированном участках горячей трубы, где количество тепла, проходящего под маленьким кубиком льда, сравнивают с теплом, проходящим через всю поверхность трубы, убедительны только для дилетантов...».
«Обычно расчеты, показывающие снижение теплопотерь при изоляции ЖКП в технических целях (трубы, резервуары и пр.), очень ловко строятся на измерениях только единственного параметра - температуры изолированной поверхности...». Наверное, специально для «кандидатов и дипломированных» существуют особые формулы для определения тепловых потерь. И этим формулам не требуются температуры изолированной поверхности. Поделитесь, господа, своими знаниями. Пожалуйста.
«На данный момент пожарная безопасность данных материалов вызывает опасения...». Но только не у пожарной инспекции. Например для изоляции TEMP-COAT - группа горючести Г1, группа воспламеняемости В1, дымообразующая способность Д1, токсичность продуктов горения Т2, распространение пламени Р1, для материала TEMP-COAT АВВС - группа горючести НГ, для покрытия FYRE SHIELD - 2 класс огнестойкости при покрытии на дереве.
«Чрезвычайно низкая технологичность такого способа утепления очевидна...». Как часто ошибочные суждения допускаются именно при «очевидных» вещах. На самом же деле производительность работ с ЖКИ намного выше, чем производительность работ с ватой.
«... а также непрогнозируемой долговечности может привести к неоправданному расходу бюджетных и прочих средств...». Посмотрим заключение по качеству и долговечности ЖКИ Thermal-Coat, выданное ГУ «Энлаком», Москва: «ЖКИ Thermal-Coat по качественным показателям отвечает требованиям НД, предъявляемым к современным материалам для наружной отделки строительных конструкций. Покрытие Thermal-Coat обладает высокими прочностными характеристиками, водоотталкивающимсвойством, эластичностью... долговечность покрытия на бетонных и металлических поверхностях - не менее 15 лет в умеренном и умеренно-холодном климатических районах».
Информация для потребителя... На сегодняшний день в России на рынке сверхтонких теплоизоляционных покрытий существует множество имитаций и подделок. Успешное внедрение качественной ЖКИ привело к появлению большого количества отечественных «аналогов» и «новинок».
Масса производителей «российских вариаций на тему Thermal-Coat» в процессе маркетингового продвижения своей продукции ведут не совсем честную по отношению к потребителю игру, приукрашивая и приписывая своей продукции уникальные свойства. Совсем не зазорным считается использование фотографий, графического и текстового материала других компаний, и такая информация часто выдается как собственная. Стоит только «пройтись» по сайтам, выдаваемым на запрос «жидкий керамический теплоизоляционный материал», и Вы сами в этом убедитесь.
Но это далеко не все маркетинговые уловки, к которым прибегают компании в погоне за сверхприбылями на еще не окрепшем сегменте рынка сверхтонких теплоизоляционных материалов.Даже располагая информацией от торгового агента, производителя о предлагаемом продукте (который попадает в данную классификацию), Вы все еще подвергаетесь риску получить недостоверную информацию.Предлагаю ознакомиться с вопросами, ответы на которые помогут Вам сориентироваться на рынке сверхтонких жидких теплоизоляционных материалов и сделать правильный выбор.

1. На чем основана предоставляемая Вам информация: фотографии, слухи, фантастические графики, утверждение о «космическом» происхождении продукта? Требуйте результаты исследований, сертификаты от ПРОИЗВОДИТЕЛЯ. Не стесняйтесь позвонить в сертификационный орган, а также в компанию, проводившую испытания продукта, чтобы удостовериться в подлинности документов. Убедитесь, что предоставляемые Вам документы заверены соответствующим образом и не являются «ксерокопиями ксерокопий».

2. Каков вес покрытия в жидком виде? Если вес предлагаемого Вам продукта более 0,7кг/литр, скорее всего перед Вами кровельное покрытие с отражающим эффектом. Как правило, такой материал неприменим для поверхностей с температурами свыше 70°С.
Thermo-Shield 1,30 кг/литр Для теплоизоляционных покрытий вес продукта в жидком виде менее 0,7 кг/литр: TEMP-COAT 0, 62 кг/литр Mascoat 0, 65 кг/литр TC Ceramic HB 0, 67 кг/литр

3. Может ли производитель или торговый агент представить соответствующие документы или результаты испытаний и замеров в доказательство предоставляемой технической информации? Удостоверьтесь, что оригинальные формулы продукта принадлежат компании-производителю (защищены патентом и пр.). Сертификаты также должны быть оформлены на производителя либо на торгового агента производителя первого уровня (дистрибьютора). Если таковых документов нет - значит, вы имеете дело с «частным изобретением». Также остерегайтесь компаний, которые в технической документации указывают, что испытания на наличие определенных свойств «пройдены» или «не пройдены» без указания количественных показателей.

4. Аккредитован ли производитель по программе контроля качества международного образца (например, Underwriters Laboratories или SO 9000)? Если ответ на вопрос отрицательный - возможно, производитель уделяет мало внимания контролю качества в ходе производственного процесса. Сертифицированные системы качества на предприятии - дорогое удовольствие, однако они гарантируют стабильное качество производимой продукции, соответствующее самым высоким стандартам, а также дают конкурентное преимущество на рынке. Как правило, контроль качества в производстве «жидких керамических теплоизоляционных покрытий» играет особоважную роль, так как малейшее нарушение технологического процесса, изменение состава компонентов или их соотношения ведет к изменению теплофизических свойств конечного продукта. Всегда помните: если предлагаемый Вам продукт российского производства, то нужно обязательно требовать сертификат соответствия на производство. Часто Вам предлагают сертификат соответствия на продукт, но в каком «гараже» он изготовлен - сведений нет.

5. Спрашивайте о механизме действия покрытия, посмотрите, разбирается ли в данном вопросе конкретный продавец. Если агент по сбыту утверждает, что покрытие обладает уникальными теплоизоляционными свойствами только вследствие наличия в своем составе керамических частиц - видимо, он не полностью разбирается в физике таких покрытий.

6. Требуйте адрес местонахождения завода по производству покрытия, а также контактную информацию о производителе. Это особенно важно, так как все виды сверхтонких теплоизоляционных покрытий распространяются через многоуровневые сети торговых агентов, которые могут не представлять, где находится производство. Только производитель может подтвердить ту или иную информацию, предоставляемую Вам конкретным торговым агентом, а также принадлежность такого торгового агента к дистрибьюторской сети. Если производитель отказывается допускать Вас на свое производство, ссылаясь на «тайну и секреты», знайте, главный секрет такого производства - гараж и дрель, при помощи которой мешают продукт в ведре.

(По материалам газеты «Строительный эксперт» №11-12, 2010год)

Сотрудничают лучшие:

Наверх